Что такое литургия.
Литургия в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин (Чтобы причаститься — необходимо специально готовиться: заренее исповедаться, попоститься, прочитать молитвеннное правило, прийти в церковь натощак).
Что мы делаем на литургии. Зачем она нужна.
Божественную Литургию или Обедню установил Сам Господь наш Иисус Христос на Тайной Вечери. Иисус Христос, перед страданиями Своими, взошёл в пространную и убранную горницу, воздал хвалу Богу, взявши хлеб, преломил его, и подавая его ученикам, сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Моё. – Потом, подавая им чашу с вином, сказал: пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя Нового Завета, яже за многия изливаемая, во оставление грехов (Мф.26:26–28). Причастив Апостолов, Иисус Христос повелел им тоже самое делать в Его воспоминание: сие творите в Моё воспоминание, сказал Он им. Эту первую Литургию, которая называется Тайною Вечерию, Иисус Христос с Апостолами окончил проповедью, пением и молитвой.
Мы, совершая литургию, выполняем повеление Господа, вспоминаем ту самую Тайную Вечерю, и причащаемся Тела и Крови Христовой (приобщаемся, присоединяемся ко Господу).
Духовный смысл литургии.
Таинство Евхаристии – величайшее чудо и Божья тайна, свидетельствующая, что Христос с нами во все дни до скончания мира, Он принес мироискупительную жертву за всех людей Богу – всей Святой Троице, умер на Кресте и воскрес из мертвых, победив Ад и смерть
Как вести себя на литургии.
Во время литургии верующие обычно поют вместе с хором: "Символ Веры", "Отче наш".
К чаше (для причастия) подходят по очереди, не толкаясь, сложив руки на груди керестообразно (правая рука поверх левой).
Первыми подходят младенцы, затем мужчины, затем женщины.
После приятия Святых Даров верующие целуют чашу.
Далее нужно выпить запивку, которую Вам предложат.
Богослужебные термины и предметы.
Евхари́стия — (греч. — благодарение, от εὖ — добро, благо и χάρις — почитание, честь) есть Таинство, в котором верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную (Ин.6:48-54). Благодарение Бога составляет главное содержание этого богослужения. Учение о Евхаристии называется Евхаристологией.
Проскоми́дия — это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для Таинства Причастия. Священник вынимает частицы из 4-x больших и малых просфор. В это время и читаются поминания — записки, книжки-помянники, которые поданы на проскомидию. Перед прочтением имён священник произносит: «Помяни, Господи, (далее указываются написанные нами имена)».
1-я просфора - Агничная просфора
2-я просфора - Богородичная просфора - Из неё вынимается частица в честь Пресвятой Богородицы.
3-я просфора - Девятичинная - Из неё вынимаются частицы в честь Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребренников, святых местночтимых и святых сегодняшнего дня, а также составителя литургии (Иоанна Златоуста или Василия Великого).
4-я просфора - Из неё вынимаются частицы о здравии и спасении живых христиан.
5-я просфора - Из неё вынимаются частицы об упокоении почивших христиан.
Часы́ — это краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. На первом часе вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, на третьем сошествие Святого Духа на апостолов, на шестом – распятие Спасителя, а на девятом – Его крестная смерть.
Ектения́ — (от греч. ἐκτενὴς (ἱκεσία) (протяженное, сугубое (моление)) – название особой формы совместного моления на церковных богослужениях, когда диакон (или священник, если нет диакона) возглашает определенные молитвенные прошения, а хор, на каждое прошение, отвечает (поёт) «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».
Антифо́н — от греч. ἀντίφωνος — отвечающий звуком на звук, противогласие) – песнопение, осуществляемое попеременно двумя, расположенными друг против друга хорами (ликами). Исторически антифон — это прежде всего исполнительский приём и только потом — гимнографический жанр. Кроме этого значения, как способа пения, слово антифон используется в литургике и для обозначения отдельных песнопений или частей песенного материала.
Апо́стол — Чтение Апостола - означет чтение тестов из Нового Завета - Деяния Апостолов, Посланий Апостолов (чаще всего - апостола Павла).
Престо́л — самое священное место в православном храме - прямоугольный стол, накрытый специальным "одеянием". Он находится в центре алтаря, напротив Царских врат, и символизирует Престол Божий. Также престол напоминает нам о Самом Христе, Тело Которого в виде Святых даров пребывает на престоле.
Антими́нс — (от греч. ἀντί – вместо и лат. mensa — стол — вместопрестолие) – освященный архиереем четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения Иисуса Христа во гроб, с зашитой частицей святых мощей, на котором совершается литургия. Наиболее распространенный размер примерно 60 на 40 см.
Антиминс – неотъемлемая часть престола, без которой нельзя совершать литургию. Антиминс разворачивается в определенный момент богослужения, по окончании которого свёртывается особым образом и хранится в специальном плате – илитоне.
Же́ртвенник — стол в алтаре православного храма, на котором совершается проскомидия — готовится жертва для совершения Евхаристии: хлеб и вино. Жертвенник имеет четырёхугольную форму и как престол облачён в такие же «одежды».
Дарохрани́тельница — это ковчежец, в котором хранят Святые дары - Тело и Кровь Христовы. Ими причащают больных на дому. Дарохранительницу устанавливают в алтаре, на престоле.
Семисве́чник — Находится в алтаре, непосредственно за престолом (на престоле) напротив Горнего места в соответствии с Откровением Иоанна Богослова, который прямо перед престолом Вседержителя, т.е. против Горнего места, видел семь светильников огненных, которые суть семь духов Божиих (Откр.4:5). Семисвечник символизирует свет даров Святого Духа, изливаемых на верующих в семи таинствах Церкви. Ветви светильников имеют теперь чаще всего чашечки для семи лампад.
Агничная Просфора́ — это главный литургический хлеб, приносимый для совершения Таинства Евхаристии (Причащения). Просфора прообразует Агнца Божия, Самого Господа нашего Исуса Христа, пострадавшего на кресте. Просфоры готовятся из квасного теста.
А́гнец евхаристический — частица в форме куба, вынимаемая из Агничной просфоры на проскомидии, имеющая печать в форме креста, с сокращённым обозначением имени Иисуса Христа и словом «ни ка» (победитель), прелагаемая затем в Тело Христово.
Антидо́р — (от греч. άντί — «вместо» и δωρον — «дар» — вместодарие) — в православной церкви раздаваемые верующим в конце литургии части просфоры, из которой на проскомидии вынимается Агнец.
Ди́скос — это один из основных богослужебных сосудов, который используется на литургии. Он представляет собой круглое блюдо на подножии, чаще всего на нем изображено Рождество Христово. Во время богослужения на дискосе размещается агнец — олицетворяющий тело Иисуса, хлеб.
Поти́р — (от др.-греч. ποτήρ, «чаша, кубок») – сосуд в виде глубокой чаши на ножке с широким основанием, используемый на литургии для совершения Таинства Евхаристии (Причащения).
Лжи́ца — ложечка, которой причащают верующих.
Звезди́ца — это крестовина, которую ставят на дискос, символизирующая Вифлиемскую звезду.
Копие́ — обоюдоострый нож с коротким треугольным лезвием, который используется на проскомидии для изъятия частиц из просфор и для вырезания и раздробления агнца.
Теплота́ — кипяток, который добавляют в чашу перед причащением.
Литургия Иоанна Златоуста.
Литургия Василия Великого.
- в воскресные дни великого поста (5 раз)
- в Великий четверг
- в Великую субботу
- в день памяти свт. Василия (14 января)
- в Рождественский сочельник
- в Крещенский сочельник
Порядок литургии
-
Чтение "Часо́в"
-
Литургия оглаше́нных
Вели́кая (Ми́рная) ектения́
1-й Антифо́н ("Благослови́ душе́ моя Го́спода...")
Малая ектения́
2-й Антифо́н ("Хвали́ душе́ моя Господа...") и "Единоро́дный Сы́не..."
Малая ектения́
Блаже́нны ("Во Цар́ствии Твое́м...")
Вход с Ева́нгелием в Ца́рские врата́. (Символизирует Наго́рную проповедь Иисуса Христа), Возглас "Прему́дрость про́сти!" ("про́сти" - встать прямо)
Чтение Апо́стола и Ева́нгелия (согласно дню)
Сугу́бая ектения́ ("Господи, поми́луй" поют трижды)
Ектения́ об оглаше́нных
Литургия ве́рных
Херуви́мская песнь
-
Великий вход (Перенесение Святой чаши с же́ртвенника на престо́л, Выход на амво́н со Святой Чашей) (Символизирует выход Иисуса Христа на крестные страдания)
Проси́тельная ектиния́
Пение "Символа веры"
Чтение Евхаристи́ческого кано́на, во время которого происходит Пресуществле́ние Святых Даров
Проси́тельная ектения́
Пение "Отче наш"
Во́зглас диа́кона "Во́нмем!", во́зглас священника "Свята́я — святы́м!"
Вливание теплоты́
Причаще́ние священнослужителей в алтаре
Причаще́ние верующих
Запивка с вином и водой
Опускание частиц в Чашу ("Омы́й, Го́споди...")
Перенос чаши с престо́ла на же́ртвенник . (Символизирует Вознесение Христово)
Ектения́
Заамво́нная молитва
Отпу́ст
Про́поведь
Целование креста