ТЕЛЕГРАМ
ВКОНТАКТЕ
ОДНОКЛАССНИКИ
Богородица Всецарица
Андрей
Пётр
Иоанн
Иаков Зеведеев
Филипп
Варфоломей
Матфей
Фома
Иаков Алфеев
Иуда Фаддей
Симон Зилот
Матфий
Помоги храму











Литургия. Состав. Фото. Видео.


Литургия


Что такое литургия.

Литургия - главное богослужение всех православных христиан, во время которого совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных - таинство Евхаристии.

Литургия в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин (Чтобы причаститься — необходимо специально готовиться: заренее исповедаться, попоститься, прочитать молитвеннное правило, прийти в церковь натощак).

Что мы делаем на литургии. Зачем она нужна.

Божественную Литургию или Обедню установил Сам Господь наш Иисус Христос на Тайной Вечери. Иисус Христос, перед страданиями Своими, взошёл в пространную и убранную горницу, воздал хвалу Богу, взявши хлеб, преломил его, и подавая его ученикам, сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Моё. – Потом, подавая им чашу с вином, сказал: пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя Нового Завета, яже за многия изливаемая, во оставление грехов (Мф.26:26–28). Причастив Апостолов, Иисус Христос повелел им тоже самое делать в Его воспоминание: сие творите в Моё воспоминание, сказал Он им. Эту первую Литургию, которая называется Тайною Вечерию, Иисус Христос с Апостолами окончил проповедью, пением и молитвой.

Мы, совершая литургию, выполняем повеление Господа, вспоминаем ту самую Тайную Вечерю, и причащаемся Тела и Крови Христовой (приобщаемся, присоединяемся ко Господу).

Духовный смысл литургии.

Духовный смысл Божественной Литургии и святейшего таинства Евхаристии – неизъяснимая и неисследимая тайна, изумляющая и повергающая в трепет Ангелов, ее нельзя постичь в полной мере умом человеческим и она не может быть изъяснена до конца даже на языке самого возвышенного и изощренного богословия, здесь нужен ум Христов с его Божественным всеведением и совершенной премудростью.

Таинство Евхаристии – величайшее чудо и Божья тайна, свидетельствующая, что Христос с нами во все дни до скончания мира, Он принес мироискупительную жертву за всех людей Богу – всей Святой Троице, умер на Кресте и воскрес из мертвых, победив Ад и смерть

Как вести себя на литургии.

Принято вести себя, как и на всех службах, скромно, соблюдая тишину. Подробнее о поведении в храме - в разделе Новоначальному.

Во время литургии верующие обычно поют вместе с хором: "Символ Веры", "Отче наш".

К чаше (для причастия) подходят по очереди, не толкаясь, сложив руки на груди керестообразно (правая рука поверх левой).

Первыми подходят младенцы, затем мужчины, затем женщины.

После приятия Святых Даров верующие целуют чашу.

Далее нужно выпить запивку, которую Вам предложат.

Богослужебные термины и предметы.

Евхари́стия(греч. — благодарение, от εὖ — добро, благо и χάρις — почитание, честь) есть Таинство, в котором верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную (Ин.6:48-54). Благодарение Бога составляет главное содержание этого богослужения. Учение о Евхаристии называется Евхаристологией.

Проскоми́дияэто часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для Таинства Причастия. Священник вынимает частицы из 4-x больших и малых просфор. В это время и читаются поминания — записки, книжки-помянники, которые поданы на проскомидию. Перед прочтением имён священник произносит: «Помяни, Господи, (далее указываются написанные нами имена)».

1-я просфора - Агничная просфора

2-я просфора - Богородичная просфора - Из неё вынимается частица в честь Пресвятой Богородицы.

3-я просфора - Девятичинная - Из неё вынимаются частицы в честь Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребренников, святых местночтимых и святых сегодняшнего дня, а также составителя литургии (Иоанна Златоуста или Василия Великого).

4-я просфора - Из неё вынимаются частицы о здравии и спасении живых христиан.

5-я просфора - Из неё вынимаются частицы об упокоении почивших христиан.


Часы́ это краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. На первом часе вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, на третьем сошествие Святого Духа на апостолов, на шестом – распятие Спасителя, а на девятом – Его крестная смерть.

Ектения́(от греч. ἐκτενὴς (ἱκεσία) (протяженное, сугубое (моление)) – название особой формы совместного моления на церковных богослужениях, когда диакон (или священник, если нет диакона) возглашает определенные молитвенные прошения, а хор, на каждое прошение, отвечает (поёт) «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».

Антифо́нот греч. ἀντίφωνος — отвечающий звуком на звук, противогласие) – песнопение, осуществляемое попеременно двумя, расположенными друг против друга хорами (ликами). Исторически антифон — это прежде всего исполнительский приём и только потом — гимнографический жанр. Кроме этого значения, как способа пения, слово антифон используется в литургике и для обозначения отдельных песнопений или частей песенного материала.

Апо́столЧтение Апостола - означет чтение тестов из Нового Завета - Деяния Апостолов, Посланий Апостолов (чаще всего - апостола Павла).


Престо́лсамое священное место в православном храме - прямоугольный стол, накрытый специальным "одеянием". Он находится в центре алтаря, напротив Царских врат, и символизирует Престол Божий. Также престол напоминает нам о Самом Христе, Тело Которого в виде Святых даров пребывает на престоле.

Антими́нс(от греч. ἀντί – вместо и лат. mensa — стол — вместопрестолие) – освященный архиереем четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения Иисуса Христа во гроб, с зашитой частицей святых мощей, на котором совершается литургия. Наиболее распространенный размер примерно 60 на 40 см.
Антиминс – неотъемлемая часть престола, без которой нельзя совершать литургию. Антиминс разворачивается в определенный момент богослужения, по окончании которого свёртывается особым образом и хранится в специальном плате – илитоне.

Же́ртвенникстол в алтаре православного храма, на котором совершается проскомидия — готовится жертва для совершения Евхаристии: хлеб и вино. Жертвенник имеет четырёхугольную форму и как престол облачён в такие же «одежды».

Дарохрани́тельницаэто ковчежец, в котором хранят Святые дары - Тело и Кровь Христовы. Ими причащают больных на дому. Дарохранительницу устанавливают в алтаре, на престоле.

Семисве́чникНаходится в алтаре, непосредственно за престолом (на престоле) напротив Горнего места в соответствии с Откровением Иоанна Богослова, который прямо перед престолом Вседержителя, т.е. против Горнего места, видел семь светильников огненных, которые суть семь духов Божиих (Откр.4:5). Семисвечник символизирует свет даров Святого Духа, изливаемых на верующих в семи таинствах Церкви. Ветви светильников имеют теперь чаще всего чашечки для семи лампад.

Агничная Просфора́это главный литургический хлеб, приносимый для совершения Таинства Евхаристии (Причащения). Просфора прообразует Агнца Божия, Самого Господа нашего Исуса Христа, пострадавшего на кресте. Просфоры готовятся из квасного теста.

А́гнец евхаристическийчастица в форме куба, вынимаемая из Агничной просфоры на проскомидии, имеющая печать в форме креста, с сокращённым обозначением имени Иисуса Христа и словом «ни ка» (победитель), прелагаемая затем в Тело Христово.

Антидо́р(от греч. άντί — «вместо» и δωρον — «дар» — вместодарие) — в православной церкви раздаваемые верующим в конце литургии части просфоры, из которой на проскомидии вынимается Агнец.

Ди́скосэто один из основных богослужебных сосудов, который используется на литургии. Он представляет собой круглое блюдо на подножии, чаще всего на нем изображено Рождество Христово. Во время богослужения на дискосе размещается агнец — олицетворяющий тело Иисуса, хлеб.

Поти́р(от др.-греч. ποτήρ, «чаша, кубок») – сосуд в виде глубокой чаши на ножке с широким основанием, используемый на литургии для совершения Таинства Евхаристии (Причащения).

Лжи́ца ложечка, которой причащают верующих.

Звезди́ца это крестовина, которую ставят на дискос, символизирующая Вифлиемскую звезду.

Копие́обоюдоострый нож с коротким треугольным лезвием, который используется на проскомидии для изъятия частиц из просфор и для вырезания и раздробления агнца.

Теплота́кипяток, который добавляют в чашу перед причащением.

Литургия Иоанна Златоуста.

Иоанн Златоуст
Текст Божественной литургии, написанный Иоанном Златоустом. Совершается в течение всего церковного богослужебного года. В отличие от литургии свт. Василия Великого, которая совершается только 10 раз в году.

Литургия Василия Великого.

Василий Великий
Текст Божественной литургии, написанный святителем Василием Великим. Совершается 10 раз в году:

- в воскресные дни великого поста (5 раз)

- в Великий четверг

- в Великую субботу

- в день памяти свт. Василия (14 января)

- в Рождественский сочельник

- в Крещенский сочельник

Порядок литургии

СИМВОЛ ВЕРЫ


  1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

  2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

  3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

  4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

  5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

  6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

  7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, егоже Царствию не будет конца.

  8. И в Духа Святаго, Господа, животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

  9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

  10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

  11. Чаю воскресения мертвых,

  12. и жизни будущаго века. Аминь.


ОТЧЕ НАШ

  1. Отче наш, Иже еси на небесе́х!

  2. Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое,

  3. да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́.

  4. Хлеб наш насущный да́ждь нам дне́сь;

  5. и оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим;

  6. и не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лукаваго.


Часы́ это краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. На первом часе вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, на третьем сошествие Святого Духа на апостолов, на шестом – распятие Спасителя, а на девятом – Его крестная смерть.

Проскоми́дияэто часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для Таинства Причастия. Священник вынимает частицы из 4-x больших и малых просфор. В это время и читаются поминания — записки, книжки-помянники, которые поданы на проскомидию. Перед прочтением имён священник произносит: «Помяни, Господи, (далее указываются написанные нами имена)».

1-я просфора - Агничная просфора — это главный литургический хлеб, приносимый для совершения Таинства Евхаристии (Причащения). Просфора прообразует Агнца Божия, Самого Господа нашего Исуса Христа, пострадавшего на кресте. Просфоры готовятся из квасного теста.

2-я просфора - Богородичная просфора - Из неё вынимается частица в честь Пресвятой Богородицы.

3-я просфора - Девятичинная - Из неё вынимаются частицы в честь Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребренников, святых местночтимых и святых сегодняшнего дня, а также составителя литургии (Иоанна Златоуста или Василия Великого).

4-я просфора - Из неё вынимаются частицы о здравии и спасении живых христиан.

5-я просфора - Из неё вынимаются частицы об упокоении почивших христиан.

Оглаше́нные это люди, готовящиеся ко крещению, уверовавшие, но ещё не ставшие членами церкви.

Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши, во Царствии Твоем.

Блаженни нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.

Блаженни плачущии, яко тии утешатся.

Блаженни кротции, яко тии наследят землю.

Блаженни алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

Блаженни милостивии, яко тии помиловани будут.

Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

Блаженни миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

Блаженни изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.

Блаженни есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесех.

Ектения́(от греч. ἐκτενὴς (ἱκεσία) (протяженное, сугубое (моление)) – название особой формы совместного моления на церковных богослужениях, когда диакон (или священник, если нет диакона) возглашает определенные молитвенные прошения, а хор, на каждое прошение, отвечает (поёт) «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».

Антифо́нот греч. ἀντίφωνος — отвечающий звуком на звук, противогласие) – песнопение, осуществляемое попеременно двумя, расположенными друг против друга хорами (ликами). Исторически антифон — это прежде всего исполнительский приём и только потом — гимнографический жанр. Кроме этого значения, как способа пения, слово антифон используется в литургике и для обозначения отдельных песнопений или частей песенного материала.

Херуви́мская песньпеснь, которая поется на Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (кроме дней великого Четвертка и Великой Субботы) во время совершения Великого входа. Составлена и введена в употребление в VI в. в Византии.

В богослужении Русской Православной Церкви это песнопение закрепилось после XV века. Молитва, основанная на видениях ветхозаветных пророков Исайи и Иезекииля, символизирует пение ангелов у престола Божия.

Пение "Херувимской" подготавливает нас к пресуществлению хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, а потому требует в этот момент "отложить всякое попечение".


И́же Херуви́мы та́йно образу́юще, и животворя́щей Тро́ице трисвяту́ю пе́снь припева́юще, вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние. Я́ко да Царя́ всех поды́мем, А́нгельскими неви́димо дориноси́ма чи́нми. Аллилу́иа.

Во́нмем(греч. Πρόσχωμεν — «будем внимательны») богослужебный возглас, который произносит дьякон или священник перед чтением Священного Писания или важными моментами богослужения. Таким образом священнослужители акцентируют внимание прихожан во время службы.

При возгласе «Свята́я святы́м» священник берет Агнец обеими руками и поднимает его вверх. Смысл этого жеста, получившего почти всеобщее распространение в литургической практике не позднее VI-VII веков, заключается в том, чтобы торжественно показать верующим освященный хлеб, ставший Телом Христовым.


Агнец - главный литургический хлеб, приносимый для совершения Таинства Евхаристии (Причащения). Просфора прообразует Агнца Божия, Самого Господа нашего Исуса Христа, пострадавшего на кресте. Просфоры готовятся из квасного теста.

Евхаристический канонпоследование молитв и священнодействий, в ходе которых происходит таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Следует ряд возгласов священнослужителей, на которые хор отвечает соответствующим песнопением. Во время пения священник читает «втай», то есть вполголоса, евхаристические молитвы. Их содержание молящиеся не слышат.

Пресуществле́ние Святы́х Даро́вбогословское понятие, характеризующее образ преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы в Таинстве Евхаристии, подчеркивающее изменение их сущности, с сохранением лишь видимых признаков: формы, цвета, вкуса, запаха…
В Православном богословии термин «пресуществление» используется наряду с термином «преложение».

Отпу́стзаключительная молитва, которую священник или архиерей произносят в конце службы, повернувшись лицом к людям. В зависимости от праздника отпусты меняются. Обычный звучит так: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, святых славных и всехвальных апостол, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас яко благ и Человеколюбец». (В зависимости от дня текст может меняться)

Заамво́нная моли́твамолитва, читаемая священником в самом конце литургии, перед «отпустом». «Заамвонной» она называется потому, что для её произнесения священник сходит с амвона.

Вслед за литургией оглашенных следует Литургия верных.

Присутствовать на этой части Евхаристии могут только верные члены Церкви - крещённые и не имеющие тяжёлых грехов - в древнехристианские времена очень тяжкий грех не давал также права причащаться и стоять вместе со всеми.

Литургия верных начинается ектениею: «Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Потом следуют две краткие ектении. После этих ектений диакон входит в алтарь, отворяет царские врата и совершает каждение. На клиросе в это время поют Херувимскую песнь — молящиеся слышат о том, что нужно отвергнуть, отбросить все житейские тревоги и печали, чтобы принять Царя всех, невидимо носимого Ангелами.